Михаил Кузнецов

В начале моей спортивной карьеры, после нескольких удачных выступлений на Чемпионате и Кубке России на меня обратил внимание московский журнал «Нептун 21 Век».  Журнал «Нептун» пожелал оказывать мне спонсорскую помощь для участия в международных соревнованиях. За это время благодаря поддержке журнала я участвовал в двух Чемпионатах мира и одном Чемпионате Европы. К сожалению хорошего результата, добиться не удалось. И не удивительно. Ведь на соревнования такого ранга конкуренция просто сумасшедшая, опыта охоты в океанах нет. Мы по сравнению с ведущими спортсменами мира просто туристы. Остаётся надеяться, что опыт, приобретённый, на этих турнирах поможет, в дальнейшей спортивной карьере. Все международные соревнования, на которых мне пришлось побывать проходили в жёстких условиях. Сильный океанский прибой с холодной и мутной водой не давал получить удовольствие от подводной охоты. В таких условиях  относишься к подводной охоте как к труду. А между тем всегда хотелось чего ни будь большего,  для души. За время  моих занятий подводной охотой на Чёрном море, после просмотров зарубежных видеофильмов и после рассказов Александра Уткина про охоту в Средиземном море у меня сформировалась мечта и свой взгляд на настоящую подводную охоту. Я решил, что настоящая охота именно там. Ведь не даром все сильнейшие ныряльщики мира живут в бассейне Средиземного моря.
После поездки в Португалию Александр Уткин предложил поехать вместе с ним на  Средиземноморское побережье Турции. Конечно, мне было очень тяжело отказаться, и я обратился за помощью в журнал «Нептун». Получив «благословение» от «Нептуна» Саша берёт билеты, а я начинаю готовиться. Делаю пару тренировочных поездок на море и пристреливаю длинное ружьё. Основной упор делаю на увеличении задержки дыхания на максимальной для нашего моря рабочей глубине (18-22м.) Наконец я в Москве и мы летим в Анталию. На подлёте к Анталии самолёт делает круг и заходит на посадку с огромного пляжа. Я выглядываю в иллюминатор и вижу под собой тёмно синюю, местами бирюзовую воду. Неужели это не сон. После нескольких пересадок с такси на автобус мы благополучно прибываем на место. Несколько дешевых пансионатов расположились в ущелье и своим видом походили на школьный, трудовой лагерь моего детства. Для нас, чем хуже, тем лучше. На следующий день, мы рано утром со снаряжением по ущелью выходим к морю. Перед нами открылась удивительной красоты картина. Огромный, песчаный пляж с двух сторон подпирают высокие горы из мрамора поросшие соснами не реально зелёного цвета. Вертикальные склоны гор обрываются в бирюзовую воду. На море полный штиль. На первый взгляд это походило на компьютерную фотографию, прошедшую через Photoshop. Пробираясь сквозь завалы из сломанных деревьев поваленных недавним ураганом мы с полной выкладкой перемахиваем через гору и приходим на место. А здесь такая красота, что это нужно просто видеть. Нам некогда смотреть на красоты этих мест, и мы быстрее заходим в воду. На удивление вода оказалась не такой чистой, особенно на глубине. У берега видимость около пятнадцати метров. Температура воды двадцать три градуса. Я начинаю с залёжки на пятнадцати метрах по проходной рыбе. Использую метровый арбалет. Саша Уткин «сидит на хвосте» и снимает всё на видео. Чем глубже мы идём, тем вода становится мутнее. В воде наблюдаются висящие «нитки» планктона. Наверное, недавние ливни отложили свой отпечаток на прозрачность воды. Местами видимость подает до десяти и менее метров. Подводный рельеф очень интересный и своеобразный. Скалистое плато с плавным понижением дна местами круто обрывается. Растительности нет никакой. Только в береговой полосе есть крупные валуны, поросшие мхом. Я делаю залёжки по пелагической рыбе, в надежде встретить дентичей или ричьол. К сожалению, видел только мелькающих не крупных, тёмных  груперов. В этот день я   заметил интересную вещь, о которой меня предупреждал Александр. Погружения проходили очень легко и задержки были просто не реальные. На две минуты пятьдесят секунд мы спокойно погружались и лежали на двадцати пяти метрах. Саша предупреждал меня, чтобы я поберёг силы, но удержать себя было просто не реально. Я понял, что лежать, смысла нет, нужно работать по рифовой рыбе. На одном из погружений я сваливаюсь на крупного групера. Благодаря тому, что вода была не очень чистая, он заметил меня слишком поздно. Начав движение, он подходит к большому камню и разворачивается. Опускаясь, я подруливаю и сокращаю дистанцию для выстрела. Удачный выстрел в голову и рыба даже не дёрнулась. Фортуна! Если бы выстрел был не точным, то на такой глубине с ним пришлось бы, изрядно повозится.  Компьютер показал двадцать семь метров. В этот день это была первая и последняя рыба.
Второй день был не таким продуктивным как первый. Мы ушли право от того места, где были вчера. Плавное понижение дна постепенно переходит в вертикальную стенку. На охоте сразу сказалась усталость после первого дня. Задержки дыхания упали до двух минут. На стенке погружались, планируя максимум до двадцати пяти метров. Я достойной рыбы даже не видел, а Александр отсняв плёнку, взял ружьё и всё же подстрелил  групера на три килограмма.
После однодневного отдыха охотиться выходим на лодке. Решаем начать возле не большого островка. Островок  с одной стороны имеет вертикальные стенки, я с другой набор глубины идет не большими ступеньками. Планировали начать с не большой глубины, но не получилось. Сильное течение не даёт отдохнуть и погрузится. Обходим остров и ныряем на стенке. Здесь течения нет совсем и по этому нырять можно. Погружаясь  вдоль стенки, попадаются светлые груперы, от полутора до четырёх килограмм. За короткое время беру четыре хвоста. Почти вся рыба бралась на скольжении вдоль стенки и лишь одного,  светлого групера пришлось вылёживать на ступеньке. Рыба очень осторожная и не всегда подпускает на выстрел. Груперы висят около своих укрытий и очень важно после выстрела придержать рыбу, не дать ей затащить гарпун в щель. Вертикальные щели имеют очень изрезанные края, и если рыба зайдёт туда и расклинится, то придётся повозиться. Продвигаясь вдоль стенки, выходим на изрезанное плато. Но нырять здесь не возможно, островок в этом месте уже не прикрывает от сильного течения. Следующий день был совсем не удачный. Мы на машине поехали на охоту с местным охотником, и как выяснилось на месте всего на два часа. Что можно увидеть за два часа? Я видел двух нормальных груперов но, к сожалению, взять не удалось. На последнего групера я свалился уже под конец охоты. Несмотря на приличную глубину, около тридцати метров, он начал носится между тремя камнями. Делая несколько погружений и заглядывая под камни, я не мог перехитрить его. На всплытии он показывался совсем из под другого камня. Групер очень осторожная и хитрая рыба, а это учёный и знает охотников.
Отдохнув один день, мы берём машину и едем на разведку. Присмотрев не плохое местечко, заходим в воду. Не большая бухточка с правой стороны прикрыта  большим мысом. Продвигаясь вдоль мыса, видим, как плавный набор глубины постепенно переходит в вертикальную стенку. Двигаясь вдоль стенки, беру на глубине около двадцати метров не плохого светлого групера. Продвигаясь дальше, наблюдается увеличение глубины метров до сорока. На одном и погружений, скольжу вдоль стенки и вижу уходящего светлого групера. Плавно подруливаю и пытаюсь сократить дистанцию для выстрела. Не дав возможности для выстрела на падении, групер уходит в расселину. Оценив размеры рыбы, решаю доработать её в укрытии. Высвечиваю фонарём и вижу, что рыба зашла не далеко в щель. Делаю выстрел и пытаюсь придержать рыбу. Но это не удаются. Ружьё было заряжено на второй зацеп, и с мощным выстрелом рыба залетела далеко в щель. Александр висел надо мной  и снимал всё на видео. Он говорит, что после выстрела из соседней щели вылетели несколько групаков и ушли глубже. Видимо по этому мой групер не зашел в глубь пещеры,  он испугался  других. Делая следующее погружение, я видел их по концу рельефа. Компьютер показал тридцать пять метров, и это уже было на пределе.  Ныряю несколько раз и не могу добраться до гарпуна. Прошу Сашу вернуться к машине и принести багор и доставалку. Пока Саша плавал, я делаю несколько погружений и оцениваю ситуацию. Мелькнула даже мысль, что придётся распрощаться с гарпуном. Увеличиваю паузу отдыха до пяти минут, и ныряю с крючком. Хитрый групер при моём приближении к щели начинает мутить воду и усложняет и без того не лёгкую ситуацию. Но мне повезло! Всё же  удаётся вытащить рыбу из щели, которая находится немного ниже. Обрезав верёвку, с рыбой поднимаюсь наверх. Фортуна! Взятие рыбы на тридцати пяти метрах. Светлый групер потянул на три с половиной кило. Это получилось лишь благодаря нашим слаженным действия. Очень важно, чтобы в таких ситуациях  ныряльщика страховал на поверхности напарник не менее опытный, чем он сам.
Со слов Александра эта поездка была не очень рыбной. Предыдущие поездки были более результативными, но мне очень понравилось. Вся рыба трудовая, шары не было. Я обозначил для себя новую рабочую глубину, которую следовало закрепить, но ухудшение погоды с сильными дождями и ветрами не позволило это реализовать. Можно сказать, что моя мечта осуществилась, только боюсь, чтобы она не переросла в болезнь. Следует отметить, что охота в Средиземном море не для новичков. Что бы здесь охотится, нужно быть хорошо подготовленным и экипированным. Нужно отдавать себе отчёт и  реально оценивать возможности. Из разговоров с местными ребятами в этом году утонуло несколько турецких охотников. Все охотились в одиночку. Так, что кому нужна рыба такой ценой. Удачи в подводной охоте и берегите себя!